Цветовой круг: инструкция по применению
Цветовой круг – это основа основ, азбука для людей, часто сталкивающихся с необходимостью сочетать цвета. Дизайнеры, модельеры, стилисты и художники часто к нему обращаются. Кстати, изобретен он, если так вообще можно выразиться, еще в 1666 году Исааком Ньютоном. И с тех пор, естественно, существенных изменений не претерпел, так как представления о гармоничном сочетании цветов что тогда, что сейчас примерно одинаковы.
Простой цветовой круг
Наиболее простой его вариант представляет собой спектр цветов, образованных от желтого, синего и красного – то есть от «главных», основных цветов. По нему всегда можно легко определить, каким оттенком, холодным или теплым, обладает понравившийся цвет. И это не так сложно. Главное – запомнить, что любой оттенок, имеющий в своем составе красного и желтого несколько больше, чем синего, считается теплым. А если, напротив, больше синего – то цвет этот можно смело отнести к холодной палитре. Подобное знание всегда пригодится при составлении look’а, ведь, как известно, по типу своего природного колорита внешности все люди делятся на «теплых» и «холодных». Определить, к какому же типу относитесь вы, очень просто: посмотрите на запястье руки с внутренней стороны, и если кожа там имеет несколько фарфоровый, голубоватый оттенок, значит, вы относитесь к холодному типу. А если кожа слегка смуглая – то, безусловно, вы принадлежите к теплому типу внешности. Исходя из этого, вы сможете определить по цветовому кругу, на какие цвета при составлении гардероба вам следует обратить внимание прежде всего.
Цветовой круг – друг напротив друга
Однако помимо простого цветового круга есть ещё и расширенный, в котором представлены все оттенки того или иного цвета. Он нам пригодится для того, чтобы грамотно их между собой сочетать. Итак, удачно дополнят друг друга цвета, расположенные в этом круге друг напротив друга. Классический пример – сочетание синего и желтого, причем это касается как самих цветов, так и любых их оттенков. Подобные сочетания считаются контрастными, и нужно помнить, что они не всем пойдут. Обладательницам карих глаз и русых волос лучше воздержаться от подобных колористических комбинациям. А вот брюнетки могут смело к ним обращаться.
Цветовой круг – под углом
Также хорошо будут смотреться вместе цвета, которые расположены на цветовом круге под углом 90 градусов по отношению друг к другу. Это, например, желтый и красный. Подобные колористические комбинации не так контрастны, как предыдущие, и поэтому не только обладательницы черных, как смоль, волос могут к ним прибегать.
Цветовой круг – треугольник
Тем, кто любит сочетать в своем образе три цвета, я советую обратиться к так называемому «правилу треугольника». Мысленно нарисуйте внутри цветового круга треугольник (хоть классический, хоть равнобедренный – любой), и цвета, в которые будут упираться его вершины, идеально друг друга дополнят.
«Интеллектуальные» цвета
Прежде чем рассказать о другом, более творческом методе сочетания цветов, я бы хотела остановиться на так называемых «интеллектуальных» колористических комбинациях. Под «интеллектуальными» оттенками в мире моды обычно понимается приглушенная гамма цветов: кофейный, бежевый, песочный, кремовый и так далее. Кроме того, к этой группе цветов относится также и черный. Кстати, черный стал ассоциироваться с творческими, неординарными людьми в 50-е годы, когда появилась субкультура битников, которые как раз и были новой культурной элитой. В 60-е эта тенденция лишь усилилась. .
Если палитра, о которой мы говорили в предыдущем разделе статьи, подойдет в основном брюнеткам или блондинкам, то «интеллектуальная» гамма цветов (кроме черного) будет прекрасным вариантом для шатенок или девушек, обладающих русыми волосами. Признанным мастером в работе с подобной палитрой цветов является, безусловно, Dries van Noten. Его коллекции 2009–2011 годов я рекомендую посмотреть всем, кто хочет научиться мастерски сочетать в своем образе приглушенные оттенки цветов. В руках этого модельера кофейный в союзе с кремовым не выглядит серо или уныло, а цвет хаки обретает новую жизнь и выглядит не только смело, но и женственно.
Другим модным домом, излюбленным интеллектуалами, является модный дом Yohji Yamamoto. Столько черного цвета в рамках одного модного показа, пожалуй, не бывает больше ни у кого. И, кстати, обратите внимание на то, с чем эта черная одежда сочетается: все с той же кофейной или цвета какао обувью. Подобные колористические комбинации нельзя назвать броскими, однако в среде художников и прочих творческих людей они в большом почете и, можно сказать, в тренде.
О цвете – без цветового круга
Вот мы, наконец, подошли к моей любимой теме: как работать с цветом без оглядки на всевозможные круги, треугольники и параллелограммы. Как создавать самые разнообразные колористические комбинации и быть уверенным, что они точны, а не вульгарны или безвкусны.
На самом деле, секрета здесь никакого нет, и все очень просто, главное – знать, у кого учиться. А мастеров по работе с цветом за всю историю человечества было предостаточно. Для нас самыми значимыми из них являются, безусловно, художники. Ну и, конечно, их близкие родственники – иллюстраторы модных журналов прошлого.
Кандинский и Chanel
Для начала, пожалуй, стоит пояснить, что я имею в виду под словами «учиться у художников». Не думайте, рисовать никому и ничего не придется. Просто дело в том, что художники, которые как раз прекрасно разбираются в цвете, давно уже открыли наиболее гармоничные колористические комбинации, и поэтому нам, обычным людям, не нужно, слава богу, изобретать велосипед: можно пользоваться уже существующим. Начать я советую с Василия Кандинского. Он как видный представитель абстракционистов нам особенно интересен. Ведь абстракционисты в своих картинах практически полностью избавились от сюжета, оставив только форму и, что важно для нас, цвет. Поэтому если у Кандинскогоголубовато-розовый цвет сочетается с синим и светло-бирюзовым – значит, и в жизни подобная колористическая комбинация будет выглядеть уместно и красиво. Для наглядности давайте поставим одну из работ Кандинского рядом с платьем из недавней коллекции Chanel – и вы увидите, что цвета, выбранные великим художником и знаменитым Карлом Лагерфельдом, весьма и весьма близки и смотрятся гармонично. Как на картине, так и в случае с одеждой.
Erte и Chanel
Если же говорить об иллюстраторах модных журналов, то я советую обратить внимание на работы Erte. Erte – это творческий псевдоним Романа Тыртова, русского дворянина, который сотрудничал со всеми именитыми деятелями модного мира своего времени. Он работал в мастерской одного из первых модельеров, Поля Пуаре, он рисовал для всех глянцевых, как мы бы сказали сейчас, изданий – даже для легендарного Harper’s Bazaar. Именно по этой причине, а также потому, что этот человек был безумно талантлив, я и советую вам обратить внимание на его творчество. В качестве примера я, опять же, приведу работу Erte в соседстве с модным образом Chanel. Сразу оговорюсь: данные примеры не говорят о том, что, скажем, Карл Лагерфельд непременно обращался к работам Erte при создании конкретного платья. Однако тот факт, что используемые ими сочетания цветов близки, неоспорим. Просто потому, что кремовый и оранжевый действительно хорошо дополняют друг друга.
Мария Антуанетта
В завершение я коротко скажу о том, где еще можно почерпнуть интересные идеи по поводу цветовых сочетаний. Безусловно, помимо картин, найти вдохновение для новых look’ов можно и в фильмах. Самыми яркими работами в смысле обращения с цветом и образами, с точки зрения стильности, если хотите, можно считать следующие фильмы: «Мария Антуанетта» Софии Копполы, «Воображаемая любовь» канадского режиссера Ксавье Долана, а также картину «Куклы» Такеши Китано. Все эти работы изобилуют яркими образами и идеями, так что не упустите возможности посмотреть их.
Напоследок мне хочется сказать: уважаемые модницы и модники, пожалуйста, не нужно бояться экспериментировать. Смотрите больше хороших фильмов, чаще посещайте выставки признанных художников и, главное, получайте удовольствие от всего этого, а также от создания собственного образа. Это неправильно, когда поход по магазинам превращается в работу, а подбор блузы к любимой юбке оборачивается самым настоящим мучением.